мир права

Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь

Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 января 2014 г. № 122-З

Об основах деятельности по профилактике правонарушений

Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года
Одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2016, 2/2399) <H11600401>;

Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529) <H11800091>;

Закон Республики Беларусь от 6 января 2022 г. № 151-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2022, 2/2871) <H12200151>

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

близкие родственники – родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга);

действия психологического характера – воздействие на психику гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства (далее, если не определено иное, – гражданин) посредством угрозы, унижения чести и достоинства, совершения иных аморальных действий, которые объективно дают основания гражданину опасаться за свою безопасность или безопасность близких ему лиц;

действия сексуального характера – посягательство на половую свободу или половую неприкосновенность;

действия физического характера – причинение телесного повреждения, боли, мучений, нанесение побоев;

домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания;

индивидуальная профилактика правонарушений – деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина в целях недопущения совершения правонарушений, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

общая профилактика правонарушений – деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

пострадавший от домашнего насилия – гражданин, которому в результате совершения домашнего насилия причинены физические и (или) психические страдания;

правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;

профилактика правонарушений – деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

профилактическое мероприятие – совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и проводимых им в рамках общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений.

Определения иных терминов содержатся в отдельных статьях настоящего Закона.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений, если иное не предусмотрено частью второй настоящей статьи.

Профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осуществляется в соответствии с другими законодательными актами.

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Граждане принимают участие в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка», настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере профилактики правонарушений

Отношения в сфере профилактики правонарушений регулируются законодательством в сфере профилактики правонарушений, а также международными договорами Республики Беларусь.

Законодательство в сфере профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений

Деятельность субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений основывается на принципах:

законности;

гуманизма;

плановости и системности;

осуществления индивидуальной профилактики правонарушений с учетом личности гражданина;

защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;

скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений;

ответственности должностных лиц субъектов профилактики правонарушений за нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений;

сохранения традиционных семейных ценностей;

уважения частной жизни;

недопустимости рассмотрения обычаев, убеждений, традиций как оправдания правонарушений;

приоритета предупредительных мер над мерами ответственности.

Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений

Субъектами профилактики правонарушений являются:

органы внутренних дел;

органы прокуратуры;

органы государственной безопасности;

органы пограничной службы;

таможенные органы;

орган государственной охраны;

органы Комитета государственного контроля;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

Вооруженные Силы Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы), внутренние войска Министерства внутренних дел (далее – внутренние войска), иные государственные воинские формирования и военизированные организации;

местные исполнительные и распорядительные органы;

Министерство здравоохранения, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подчиненных им государственных организаций здравоохранения (далее – органы управления здравоохранением);

государственные организации здравоохранения;

Министерство образования, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – органы управления образованием);

учреждения образования;

Министерство труда и социальной защиты, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, структурные подразделения местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

учреждения социального обслуживания;

Министерство юстиции, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере юстиции;

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации;

советы общественных пунктов охраны правопорядка;

добровольные дружины;

общественные объединения и иные организации (далее – иные организации).

Статья 6. Координация деятельности по профилактике правонарушений

Координация деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляется Генеральным прокурором и нижестоящими прокурорами территориальных и транспортных прокуратур, в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией.

ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений

Президент Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений:

определяет государственную политику;

осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений

Совет Министров Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений:

реализует государственную политику;

осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

разрабатывает совместно с Генеральной прокуратурой комплексные планы по борьбе с преступностью и коррупцией и вносит их на утверждение республиканскому координационному совещанию по борьбе с преступностью и коррупцией;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений

Субъекты профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства:

принимают участие в реализации государственной политики;

выявляют причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, и принимают меры по их устранению;

разрабатывают и проводят профилактические мероприятия;

принимают участие в реализации комплексных планов по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных планов по профилактике правонарушений;

представляют в соответствии с законодательством информацию о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;

размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;

проводят систематический мониторинг законодательства и вносят в установленном порядке предложения по его совершенствованию;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Организации в сфере профилактики правонарушений проводят профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений среди работников этих организаций, в том числе в целях обеспечения безопасных условий труда и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации) на принадлежащих (подведомственных) им территориях и объектах, предоставляют на основании обращений других субъектов профилактики правонарушений площадь на информационных стендах для размещения информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства:

пропагандируют участие граждан и организаций в деятельности по профилактике правонарушений;

распространяют информацию о деятельности субъектов профилактики правонарушений, аналитические и другие материалы о профилактике правонарушений, защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, в том числе демонстрирующие на конкретных примерах неотвратимость наказания за совершенные преступления;

осуществляют деятельность по размещению (распространению) социальной рекламы, а также информируют граждан о формах и методах самозащиты от преступных посягательств;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

ГЛАВА 3
ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 10. Меры общей профилактики правонарушений

Мерами общей профилактики правонарушений являются:

разработка и утверждение региональных комплексных планов по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;

правовое просвещение граждан;

внесение представлений, вынесение предписаний;

иные меры, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 11. Региональные комплексные планы по профилактике правонарушений

На основе положений настоящего Закона, комплексных планов по борьбе с преступностью и коррупцией, предложений субъектов профилактики правонарушений местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней ежегодно разрабатываются и утверждаются региональные комплексные планы по профилактике правонарушений, которые реализуются субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Региональными комплексными планами по профилактике правонарушений должно обеспечиваться проведение профилактических мероприятий по предупреждению:

преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления;

правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности;

правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них;

правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

домашнего насилия;

правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;

иных правонарушений.

Соответствующие координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией согласовывают региональные комплексные планы по профилактике правонарушений перед их утверждением местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней, а также контролируют реализацию предусмотренных в них профилактических мероприятий.

Статья 12. Основные профилактические мероприятия по предупреждению преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, орган государственной охраны, внутренние войска, иные государственные воинские формирования и военизированные организации в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по предупреждению создания и деятельности незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп и преступных организаций, по предупреждению экстремистской деятельности, организации незаконной миграции и других преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления.

Орган государственной охраны, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, Вооруженные Силы, органы пограничной службы, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, внутренние войска в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране, в местах их пребывания, устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны, предупреждению других преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления.

Государственные органы, не указанные в частях первой и второй настоящей статьи, иные государственные организации в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по предупреждению преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления.

Статья 13. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений

Органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы Комитета государственного контроля, другие государственные органы, иные государственные организации в пределах своей компетенции принимают меры по выявлению и пресечению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также предпосылок и причин коррупции.

Местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, иные государственные организации планируют и проводят профилактические мероприятия по противодействию коррупции, в том числе осуществляют контроль за подбором и расстановкой кадров, системную работу по соблюдению ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц.

Государственные органы, иные государственные организации во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, информируют граждан о результатах борьбы с коррупцией, пропагандируют неприятие проявлений коррупции.

Статья 14. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют и устраняют причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Эти государственные органы во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам необходимость добровольной сдачи незаконно хранящихся оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Органы внутренних дел, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют владельцев оружия, подвергавшихся административным взысканиям за совершение административных правонарушений, являющихся основаниями для аннулирования разрешений на хранение и ношение оружия.

Вооруженные Силы, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, внутренние войска, иные государственные воинские формирования и военизированные организации в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по обеспечению безопасности хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных средств поражения.

Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями образования, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам возможные негативные последствия трудоустройства за границей без участия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел, подразделения и организации Министерства транспорта и коммуникаций, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают организационные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров.

Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями образования, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, организуют проведение разъяснительной работы по профилактике заведомо ложных сообщений об опасности.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по организации надлежащей освещенности улиц и дворовых территорий населенных пунктов.

Местные исполнительные и распорядительные органы по предложению органов внутренних дел принимают меры по оборудованию общественных мест массового пребывания граждан, общественных мест, где наиболее часто совершаются правонарушения, системами видеонаблюдения и устройствами экстренной связи, контролируемыми органами внутренних дел.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по обеспечению в городе Минске и областных центрах связи маршрутных транспортных средств с центром управления перекрестками автоматизированной системы управления дорожным движением.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают организационные меры по предотвращению несанкционированного доступа граждан в пустующие дома, здания, сооружения, подвалы и на чердаки жилых домов, зданий и сооружений.

Органы внутренних дел во взаимодействии с организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, организуют соответствующую подготовку работников организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, для оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка на дворовых территориях.

Органы внутренних дел во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, осуществляют информирование граждан о способах и средствах обеспечения личной безопасности.

Статья 15. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них

Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и учреждениями образования проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение пожаров и других чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них, адресные проверки состояния жилых помещений одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей и семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, организуют проверки состояния жилых помещений иных категорий граждан в ходе проведения смотров противопожарного состояния жилых домов и принимают необходимые меры по приведению жилищного фонда в пожаробезопасное состояние, проводят инструктажи о мерах пожарной безопасности в быту, принимают в установленном порядке меры по оказанию адресной социальной помощи гражданам для обеспечения безопасных условий проживания.

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям организуют информирование населения о состоянии пожарной безопасности, оказывают помощь республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в обучении граждан мерам пожарной безопасности в быту и на производстве, оказывают помощь внештатным пожарным формированиям в организации пожарно-профилактической работы.

Органы государственного надзора в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, местные исполнительные и распорядительные органы, другие уполномоченные государственные органы и иные организации проводят профилактические мероприятия по обеспечению промышленной, ядерной и радиационной безопасности.

Органы государственного энергетического надзора проводят адресные проверки технического состояния электрических и теплоиспользующих установок, условий их эксплуатации в жилых помещениях граждан, принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих нарушению правил устройства и технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил техники безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией потребителями электрической и тепловой энергии.

Органы государственного газового надзора проводят адресные проверки технического состояния газоиспользующего оборудования (установок) потребителей газа, условий их эксплуатации в жилых помещениях граждан, принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих нарушению правил устройства и технической эксплуатации газоиспользующего оборудования (установок), правил техники безопасности при их эксплуатации потребителями газа.

Государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность по разработке и внедрению пожаростойких материалов, в пределах своей компетенции принимают меры по разработке и внедрению пожаростойких материалов в строительстве и быту.

Статья 16. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности

Органы внутренних дел выявляют причины и условия, способствующие совершению хищений имущества граждан и организаций, в пределах своей компетенции принимают меры по устранению этих причин и условий, обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.

Органы Комитета государственного контроля, другие государственные органы, иные государственные организации, проводящие проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводят в установленном порядке проверки расходования бюджетных средств, а также профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.

Органы Комитета государственного контроля принимают меры по совершенствованию методики проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Органы внутренних дел во взаимодействии с организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, осуществляют информирование организаций и граждан о необходимости оборудования помещений средствами охраны и безопасности, входных дверей в подъезды домов домофонами, кодовыми замками и средствами видеонаблюдения.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по строительству охраняемых стоянок транспортных средств и созданию гаражно-строительных кооперативов, оборудованию и поддержанию в технически исправном состоянии систем электроосвещения в гаражных массивах, на стоянках транспортных средств, выделению в жилых комплексах при их проектировании и строительстве мест под гаражи и стоянки для транспортных средств граждан из расчета одно транспортное средство на одну квартиру.

Статья 17. Основные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия

Местные исполнительные и распорядительные органы, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы по труду, занятости и социальной защите, учреждения социального обслуживания, органы управления здравоохранением, государственные организации здравоохранения, органы управления образованием, учреждения образования в сфере предупреждения домашнего насилия в пределах своей компетенции:

принимают меры по формированию негативного отношения общества к домашнему насилию, выявлению и устранению причин и условий, ему способствующих;

проводят информационно-просветительскую работу по предупреждению домашнего насилия;

обеспечивают подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов субъектов профилактики правонарушений, в том числе в области межведомственного взаимодействия;

организуют реализацию (реализуют) образовательных программ обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) для специалистов субъектов профилактики правонарушений;

информируют пострадавших от домашнего насилия об организациях, в которых им может быть оказана помощь;

проводят отраслевые и межотраслевые исследования состояния, причин и условий распространения домашнего насилия, эффективности законодательства и практики его применения;

оказывают содействие в проведении бесплатной «горячей линии» по вопросу консультирования пострадавших от домашнего насилия.

Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере предупреждения домашнего насилия:

обеспечивают плановость и системность проведения профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия, принимают меры по изучению и комплексному реагированию на запросы граждан с учетом местных особенностей;

на соответствующей территории создают межведомственные советы по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия, которые определяют порядок реализации комплекса мер по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия в рамках протоколов межведомственного взаимодействия в соответствии с примерным положением о межведомственном совете по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, и примерной формой протокола межведомственного взаимодействия, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь;

при необходимости защищают права пострадавшего от домашнего насилия, признанного судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, и представляют его интересы в государственных органах или в суде;

способствуют развитию сотрудничества с иными организациями и гражданами в деятельности по предупреждению домашнего насилия;

принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по круглосуточному оказанию пострадавшим от домашнего насилия услуг временного приюта, оказанию им социальной, психологической и иной помощи, а также принимают при необходимости в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых применено защитное предписание;

организуют в пределах своей компетенции проведение коррекционных программ;

осуществляют учет, обобщение, систематизацию и анализ данных об оказании помощи пострадавшим от домашнего насилия, о мерах, принятых в отношении граждан, совершивших домашнее насилие.

Органы внутренних дел в сфере предупреждения домашнего насилия:

осуществляют прием и рассмотрение заявлений и сообщений о совершении домашнего насилия, принимают меры по его пресечению, осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о привлечении граждан, совершивших домашнее насилие, к административной или уголовной ответственности, о признании их ограниченно дееспособными;

организуют проведение профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

информируют органы опеки и попечительства о выявлении фактов домашнего насилия в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными;

организуют в пределах своей компетенции проведение коррекционных программ;

осуществляют учет, обобщение, систематизацию и анализ информации о фактах домашнего насилия.

Органы прокуратуры в сфере предупреждения домашнего насилия:

принимают участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

информируют органы опеки и попечительства о выявлении фактов домашнего насилия в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.

Органы по труду, занятости и социальной защите в сфере предупреждения домашнего насилия осуществляют методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания по вопросам предупреждения домашнего насилия и оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия.

Учреждения социального обслуживания в сфере предупреждения домашнего насилия в пределах своей компетенции оказывают социальные услуги пострадавшим от домашнего насилия в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, содействие в получении социальной помощи, социальных гарантий и льгот, других видов помощи, предусмотренных законодательством.

Органы управления здравоохранением в сфере предупреждения домашнего насилия осуществляют методическое обеспечение деятельности государственных организаций здравоохранения по вопросам предупреждения домашнего насилия и оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия.

Органы управления образованием в сфере предупреждения домашнего насилия осуществляют методическое обеспечение деятельности учреждений образования по вопросам предупреждения домашнего насилия и оказания помощи несовершеннолетним. 

Органы по труду, занятости и социальной защите, учреждения социального обслуживания, органы управления здравоохранением, государственные организации здравоохранения, органы управления образованием, учреждения образования в сфере предупреждения домашнего насилия в пределах своей компетенции:

информируют органы внутренних дел и органы опеки и попечительства о выявлении обстоятельств, свидетельствующих о домашнем насилии, совершенном прежде всего в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными;

принимают участие в проведении коррекционных программ, профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

осуществляют учет, обобщение, систематизацию и анализ данных об оказании помощи либо социальных услуг пострадавшим от домашнего насилия.

Иные организации в сфере предупреждения домашнего насилия имеют право в соответствии с законодательством и их уставами:

принимать участие в проведении коррекционных программ, профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия;

оказывать услуги временного приюта пострадавшим от домашнего насилия;

оказывать социальную, психологическую, юридическую и иную помощь пострадавшим от домашнего насилия;

организовывать проведение бесплатной «горячей линии» по вопросу консультирования пострадавших от домашнего насилия;

проводить иные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия.

Статья 18. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы, государственные организации здравоохранения в пределах своей компетенции выявляют причины и условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Эти государственные органы и государственные организации во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам необходимость добровольной сдачи незаконно хранящихся наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению распространения и употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Местные исполнительные и распорядительные органы, органы внутренних дел, учреждения образования в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия с обучающимися по предупреждению правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Государственные организации здравоохранения в установленном порядке обеспечивают оказание медицинской помощи гражданам, страдающим психическими и (или) поведенческими расстройствами, вызванными употреблением алкоголя, потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют места незаконного производства и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции ведут подготовку материалов и осуществляют подачу в суд заявлений о направлении в установленном порядке граждан в лечебно-трудовые профилактории, выявляют граждан, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, для направления их в установленном порядке в государственные организации здравоохранения для оказания медицинской помощи.

Местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, согласовывают с органами внутренних дел режим работы торговых объектов и объектов общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольных напитков, а также реализацию в ночное время слабоалкогольных напитков и пива.

Органы по труду, занятости и социальной защите в порядке, установленном законодательством о занятости населения, оказывают содействие гражданам, прекратившим нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, а также гражданам, к которым по решению суда применялись принудительные меры безопасности и лечения, в подборе работы и трудоустройстве.

Статья 19. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений

Органы внутренних дел обеспечивают контроль за прибытием граждан, освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, к избранному месту жительства.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по обеспечению жилыми помещениями и трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также граждан, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, установленном законодательством, оказывают поддержку организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим рабочие места для трудоустройства граждан, освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов.

Организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие рабочие места для трудоустройства граждан, освобожденных из исправительных учреждений, имеют право на частичную компенсацию затрат по оплате труда таких лиц за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством.

Порядок организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, в том числе частичной компенсации затрат по оплате труда таких лиц, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Правовое просвещение граждан

Правовое просвещение граждан – формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

Правовое просвещение граждан осуществляется путем:

проведения конференций, круглых столов, семинаров, лекций и выступлений по вопросам профилактики правонарушений;

размещения в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;

в иных формах в соответствии с актами законодательства.

Статья 21. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и предписание об устранении нарушений законодательства

Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений (далее – представление), – письменное требование органа внутренних дел, органа прокуратуры, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, органа государственной охраны, органа финансовых расследований Комитета государственного контроля, органа и подразделения по чрезвычайным ситуациям об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Представление вносится руководителем субъекта профилактики правонарушений, указанного в части первой настоящей статьи, либо его заместителем должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, которые правомочны принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием необходимых мер по выполнению содержащихся в нем требований. О принятых мерах соответствующие организация, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, которым внесено представление, в месячный срок со дня его получения в письменной форме информируют субъект профилактики правонарушений, внесший представление.

При рассмотрении представления коллегиальным органом субъекту профилактики правонарушений, внесшему его, заранее сообщается о дате, времени и месте рассмотрения представления. Субъект профилактики правонарушений вправе направить своего представителя для участия в рассмотрении представления.

Предписание об устранении нарушений законодательства (далее – предписание) – письменное требование органа внутренних дел, органа прокуратуры, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, органа государственной охраны, органа финансовых расследований Комитета государственного контроля, органа и подразделения по чрезвычайным ситуациям о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Предписание направляется руководителем субъекта профилактики правонарушений, указанного в части пятой настоящей статьи, либо его заместителем должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящим государственному органу, должностному лицу, иной организации, правомочным устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит немедленному исполнению. О результатах исполнения предписания безотлагательно сообщается субъекту профилактики правонарушений, вынесшему предписание.

При проведении проверок контролирующими (надзорными) органами предписания выносятся этими органами в соответствии с законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

Субъекты профилактики правонарушений, указанные в частях первой и пятой настоящей статьи, контролируют фактическое выполнение требований внесенных ими представлений и вынесенных ими предписаний.

Статья 22. Иные меры общей профилактики правонарушений

К иным мерам общей профилактики правонарушений относятся:

информирование о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;

организация проведения опросов общественного мнения о деятельности субъектов профилактики правонарушений и освещения их результатов в государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений;

обеспечение стимулирования граждан за представление достоверной информации о подготавливаемых или совершенных правонарушениях;

проведение криминологической экспертизы проектов правовых актов и правовых актов в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

другие меры, предусмотренные законодательными актами.

ГЛАВА 4
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 23. Меры индивидуальной профилактики правонарушений

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

профилактическая беседа;

официальное предупреждение;

профилактический учет;

защитное предписание;

коррекционная программа;

иные меры, предусмотренные законодательными актами.

Статья 24. Профилактическая беседа

Профилактическая беседа – устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения.

Профилактическая беседа проводится с гражданином:

освобожденным из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома и прибывшим к избранному месту жительства;

поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни привели к совершению правонарушения или дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения.

Статья 25. Порядок проведения профилактической беседы

С гражданином, освобожденным из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома, профилактическая беседа проводится должностным лицом органа внутренних дел в течение десяти дней после прибытия этого гражданина к избранному месту жительства.

Гражданин, освобожденный из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома и прибывший к избранному месту жительства, вызывается органом внутренних дел для проведения профилактической беседы в помещение органа внутренних дел. Вызов осуществляется в письменной форме, телефонограммой или телеграммой, СМС-сообщением, с использованием факсимильной связи, глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе электронной почты, а также иных средств связи, обеспечивающих фиксирование вызова. Профилактическая беседа с указанным гражданином может быть проведена по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом органа внутренних дел, если этот гражданин не явился по вызову.

Профилактическая беседа с гражданином, поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни привели к совершению правонарушения или дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения, проводится должностным лицом субъекта профилактики правонарушений.

При проведении профилактической беседы должностное лицо субъекта профилактики правонарушений разъясняет гражданину его права и обязанности, предусмотренные статьей 32 настоящего Закона.

Продолжительность проведения профилактической беседы определяется должностным лицом субъекта профилактики правонарушений индивидуально, как правило, в пределах одного часа.

Во время проведения профилактической беседы может осуществляться демонстрация наглядных материалов и видеосюжетов.

Статья 26. Официальное предупреждение

Официальное предупреждение – письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения совершения им правонарушений.

Официальное предупреждение выносится гражданину, в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Суд, орган, ведущий административный процесс, орган уголовного преследования в пятидневный срок направляют в органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы с учетом их компетенции сведения, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

Статья 27. Порядок вынесения и объявления официального предупреждения

Руководитель органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа или его заместитель, должностное лицо субъекта профилактики правонарушений, рассматривающего дело об административном правонарушении, в течение десяти дней после получения сведений о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления, в отношении граждан, указанных в части второй статьи 26 настоящего Закона, выносят таким гражданам официальное предупреждение.

Гражданин, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, вызывается должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа для объявления официального предупреждения в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Вызов осуществляется в письменной форме, телефонограммой или телеграммой, СМС-сообщением, с использованием факсимильной связи, глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе электронной почты, а также иных средств связи, обеспечивающих фиксирование вызова. Официальное предупреждение может быть объявлено гражданину, в отношении которого оно вынесено, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, если этот гражданин не явился по вызову.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа объявляет официальное предупреждение гражданину, в отношении которого оно вынесено, вручает ему копию официального предупреждения и разъясняет его права и обязанности, предусмотренные статьей 32 настоящего Закона. О получении копии официального предупреждения и разъяснении прав и обязанностей в официальном предупреждении делается соответствующая запись гражданином, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, и должностным лицом, вручившим копию официального предупреждения и разъяснившим права и обязанности. В случае, если гражданин, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, отказался подписать официальное предупреждение, должностное лицо, вручившее копию официального предупреждения, делает об этом запись в официальном предупреждении.

Форма официального предупреждения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 28. Профилактический учет

Профилактический учет – наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.

Профилактический учет осуществляется в отношении гражданина:

совершившего домашнее насилие и в связи с этим привлеченного к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания;

совершившего домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства;

отбывшего полностью основное и дополнительное наказание, а также в отношении которого прекращено применение принудительных мер воспитательного характера в связи с достижением осужденным совершеннолетнего возраста, за исключением граждан, за которыми установлен превентивный надзор либо осуществляется профилактическое наблюдение;

в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Суд, органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, направляют документы об освобождении от отбывания наказания, о прекращении применения принудительных мер воспитательного характера, об уплате штрафа гражданами, указанными в абзаце четвертом части второй настоящей статьи, в день освобождения этих граждан (за десять дней до их освобождения – при освобождении по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда), прекращения применения принудительных мер воспитательного характера, уплаты штрафа в органы внутренних дел по избранному ими месту жительства.

Статья 29. Порядок осуществления профилактического учета

Профилактический учет осуществляется в отношении граждан, указанных в:

абзацах втором – четвертом части второй статьи 28 настоящего Закона, – органами внутренних дел;

абзаце пятом части второй статьи 28 настоящего Закона, – органами государственной безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами в соответствии с их компетенцией.

Решение об осуществлении профилактического учета принимается руководителем субъекта профилактики правонарушений или его заместителем в течение десяти дней с момента возникновения оснований, указанных в части второй статьи 28 настоящего Закона.

Гражданин, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, для вручения копии этого решения вызывается должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Вызов осуществляется в письменной форме, телефонограммой или телеграммой, СМС-сообщением, с использованием факсимильной связи, глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе электронной почты, а также иных средств связи, обеспечивающих фиксирование вызова.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа объявляет решение об осуществлении профилактического учета гражданину, в отношении которого оно принято, вручает ему копию этого решения и разъясняет его права и обязанности, предусмотренные статьей 32 настоящего Закона. Если гражданин не явился по вызову, копия указанного решения может быть вручена этому гражданину по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа. О получении копии решения об осуществлении профилактического учета и разъяснении прав и обязанностей в этом решении делается соответствующая запись гражданином, в отношении которого оно принято, и должностным лицом, вручившим копию названного решения и разъяснившим права и обязанности. В случае, если гражданин отказался подписать решение об осуществлении профилактического учета, должностное лицо, вручившее его копию, делает об этом запись в указанном решении.

Решение об осуществлении профилактического учета вступает в силу:

с момента вручения гражданину, в отношении которого оно принято, копии этого решения – при возникновении оснований, указанных в абзацах втором, третьем и пятом части второй статьи 28 настоящего Закона;

с момента принятия такого решения – при возникновении оснований, указанных в абзаце четвертом части второй статьи 28 настоящего Закона.

В день вступления в силу решения об осуществлении профилактического учета субъектом профилактики правонарушений заводится профилактическое дело. Профилактическое дело ведется в электронном виде, а в случае отсутствия такой возможности – в печатном виде.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа:

посещает гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений, один раз в течение месяца, если иная периодичность посещения не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем;

определяет место и время проведения профилактических мероприятий, обеспечивает участие в них гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет.

Гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, прибывает по вызову должностного лица органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа и участвует в профилактических мероприятиях. Профилактические мероприятия проводятся один раз в месяц, если иная периодичность не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем, в форме лекций, демонстрации фильмов профилактической направленности, в том числе о рассмотрении уголовных дел, гражданских дел о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, направлении в лечебно-трудовой профилакторий, рассмотрении дел об административных правонарушениях, в иных формах, предусмотренных законодательством о профилактике правонарушений. Профилактические мероприятия проводятся во время, когда гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, не занят на работе и учебе. Продолжительность профилактического мероприятия определяется должностным лицом органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа индивидуально в пределах одного часа.

Профилактические мероприятия, указанные в частях седьмой и восьмой настоящей статьи, не проводятся в периоды содержания граждан, в отношении которых осуществляется профилактический учет, под стражей, отбывания ими административного ареста, нахождения их в лечебно-трудовых профилакториях, выезда их за пределы Республики Беларусь, оказания им медицинской помощи в стационарных условиях.

Порядок проведения профилактических мероприятий с участием граждан, в отношении которых профилактический учет осуществляется органами государственной безопасности, определяется Комитетом государственной безопасности.

Формы решений об осуществлении профилактического учета и о его прекращении, форма профилактического дела устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 30. Прекращение осуществления профилактического учета

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзацах втором и третьем части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается по истечении одного года со дня выявления последнего факта домашнего насилия.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце четвертом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается с момента погашения или снятия судимости.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце пятом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается в случае отказа лиц от совершения деяний, послуживших основанием для осуществления профилактического учета, а также вследствие устранения угрозы национальной безопасности, причинения вреда государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан.

Осуществление профилактического учета прекращается до наступления сроков, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, в случае:

прекращения в отношении гражданина дела об административном правонарушении, послужившего основанием для осуществления профилактического учета;

прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования либо принятия решения о прекращении проверки по заявлению или сообщению о преступлении, об отказе в возбуждении уголовного дела, послуживших основанием для осуществления профилактического учета;

вступления в законную силу приговора суда об осуждении гражданина к наказаниям, указанным в пунктах 1, 3–10 части 1 статьи 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо иным мерам уголовной ответственности в соответствии со статьями 77–79 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

призыва гражданина на военную службу;

высылки или депортации гражданина из Республики Беларусь;

смерти гражданина.

Гражданин, в отношении которого принято решение о прекращении осуществления профилактического учета, письменно уведомляется об этом должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений в течение трех дней после принятия этого решения, за исключением случаев, указанных в абзацах четвертом–седьмом части четвертой настоящей статьи.

Статья 31. Защитное предписание

Защитное предписание – установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.

Защитное предписание может применяться к гражданину, совершившему домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим:

осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания;

проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть запрещено:

предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;

посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;

общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть установлена обязанность временно покинуть общее с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилое помещение.

Защитное предписание применяется либо продлевается уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия с учетом оценки вероятности продолжения либо повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких либо особо тяжких последствий его совершения, в том числе смерти пострадавшего от домашнего насилия (далее – риск домашнего насилия).

Порядок оценки риска домашнего насилия определяется Министерством внутренних дел по согласованию с Генеральной прокуратурой.

При отсутствии письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в зависимости от гражданина, совершившего домашнее насилие, либо по иным причинам не способен (не способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы, и при высоком уровне риска домашнего насилия защитное предписание применяется руководителем органа внутренних дел или его заместителем по согласованию с соответствующим прокурором.

Защитное предписание незамедлительно объявляется гражданину, в отношении которого оно применено, с вручением копии защитного предписания и разъяснением его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона. О получении копии защитного предписания и разъяснении прав и обязанностей в защитном предписании делается соответствующая запись этим гражданином и должностным лицом, вручившим копию защитного предписания и разъяснившим права и обязанности. В случае, если гражданин отказался подписать защитное предписание, должностное лицо, вручившее копию защитного предписания, делает об этом запись в защитном предписании.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно применено.

Гражданину, в отношении которого применено защитное предписание с установлением обязанности, указанной в части четвертой настоящей статьи, предоставляется возможность взять с собой только личные вещи. Указанный гражданин обязан сообщить должностному лицу органа внутренних дел о своем месте временного пребывания, передать ключи от общего с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилого помещения для передачи их пострадавшему (одному из пострадавших) от домашнего насилия.

В течение следующего рабочего дня с момента объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно применено, копии защитного предписания направляются (предоставляются) совершеннолетнему пострадавшему (пострадавшим) от домашнего насилия, а также соответствующему прокурору, в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган для проведения при необходимости профилактических мероприятий по предупреждению домашнего насилия согласно настоящему Закону и другим актам законодательства.

Запреты и обязанность, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, устанавливаются на срок до пятнадцати суток с момента объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно применено.

Решение руководителя органа внутренних дел или его заместителя о продлении защитного предписания на срок до тридцати суток согласовывается с соответствующим прокурором. В решении о продлении защитного предписания должны быть изложены основания и мотивы такого продления. В течение следующего рабочего дня с момента согласования решения о продлении защитного предписания его копия направляется (предоставляется) гражданину, в отношении которого применено защитное предписание, по указанному им месту временного пребывания, что является надлежащим уведомлением, а также совершеннолетнему пострадавшему (пострадавшим) от домашнего насилия, в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Контроль за соблюдением гражданином, в отношении которого применено защитное предписание, установленных запретов и обязанности, наблюдение за его поведением по месту временного пребывания обеспечиваются органом внутренних дел.

Действие защитного предписания прекращается:

по истечении срока, на который оно применено или продлено;

в случае прекращения в отношении гражданина дела об административном правонарушении, послужившего основанием для применения защитного предписания;

в случае прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования либо принятия решения о прекращении проверки по заявлению или сообщению о преступлении, об отказе в возбуждении уголовного дела, послуживших основанием для применения защитного предписания.

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия.

Форма защитного предписания и форма решения о продлении защитного предписания устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 311. Коррекционная программа

Коррекционная программа – комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, направленных на исправление (корректировку) поведения гражданина, формирование у него навыков ненасильственной коммуникации, предотвращение повторного совершения домашнего насилия.

Основанием для проведения коррекционной программы является рекомендация должностного лица субъекта профилактики правонарушений. Коррекционная программа проводится с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие.

Проведение коррекционной программы обеспечивается в соответствии с законодательством в сфере оказания психологической помощи и осуществляется на безвозмездной основе.

Местные исполнительные и распорядительные органы, лечебно-трудовые профилактории, учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, иные государственные организации при осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи в пределах своей компетенции определяют государственную организацию, иную организацию либо психолога, ответственных за проведение коррекционной программы, привлекаемых к оказанию психологической помощи иных субъектов профилактики правонарушений, о чем информируют гражданина, совершившего домашнее насилие.

Государственная организация, иная организация либо психолог, ответственные за проведение коррекционной программы, после непосредственного обращения гражданина, совершившего домашнее насилие, составляют документ, определяющий с учетом личности этого гражданина и имеющейся информации о его противоправном поведении комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи, место, время, последовательность и сроки их проведения, а также вид, форму и способ оказания психологической помощи.

С согласия гражданина, совершившего домашнее насилие, и совершеннолетнего пострадавшего от домашнего насилия психологическая помощь может оказываться с участием последнего.

Для повышения эффективности оказания психологической помощи органами внутренних дел, иными субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции государственной организации, иной организации либо психологу, ответственным за проведение коррекционной программы, с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие, передаются информация о совершенных им правонарушениях и иные его персональные данные.

Статья 312. Согласие о передаче информации о домашнем насилии

Согласие о передаче информации о домашнем насилии – свободное, однозначное, информированное выражение воли пострадавшего от домашнего насилия о передаче информации о совершенном в отношении него домашнем насилии и иных его персональных данных, необходимых для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему соответствующими субъектами профилактики правонарушений предусмотренных законодательством помощи и социальных услуг.

Согласие о передаче информации о домашнем насилии в течение следующего рабочего дня с момента его получения направляется проводящим профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия субъектам профилактики правонарушений согласно компетенции.

Наличие согласия о передаче информации о домашнем насилии либо непосредственное обращение пострадавшего от домашнего насилия к субъекту профилактики правонарушений являются основанием для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему по инициативе соответствующего субъекта профилактики правонарушений помощи и социальных услуг.

Форма согласия о передаче информации о домашнем насилии устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 313. Реестр информации о фактах домашнего насилия

Реестр информации о фактах домашнего насилия – государственная информационная система, предназначенная для сбора, обработки, регистрации, накопления, сохранения и использования информации о фактах домашнего насилия.

Функционирование реестра информации о фактах домашнего насилия обеспечивается Министерством внутренних дел, являющимся его владельцем.

Министерство внутренних дел обеспечивает:

формирование реестра информации о фактах домашнего насилия;

сохранность и защиту информации о фактах домашнего насилия;

соблюдение порядка предоставления хранящейся информации о фактах домашнего насилия.

Иные субъекты профилактики правонарушений, подчиненные Правительству Республики Беларусь, которые проводят профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия, в пределах своей компетенции обеспечивают регистрацию и передачу информации о фактах домашнего насилия в органы внутренних дел.

При регистрации информации о фактах домашнего насилия фиксируются:

наименование субъекта профилактики правонарушений, сведения о должностном лице, дата и основание для внесения информации о факте домашнего насилия в реестр информации о фактах домашнего насилия;

место, дата, время и обстоятельства совершения домашнего насилия;

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства и номер контактного телефона гражданина, сообщившего о факте домашнего насилия;

идентификационный номер (при наличии), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год и место рождения, образование, место работы (учебы) и должность служащего (профессия рабочего), место жительства и номер контактного телефона пострадавшего от домашнего насилия;

идентификационный номер (при наличии), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год и место рождения, образование, место работы (учебы) и должность служащего (профессия рабочего), место жительства и номер контактного телефона гражданина, совершившего домашнее насилие;

данные об оказании помощи пострадавшему от домашнего насилия;

меры, принятые к гражданину, совершившему домашнее насилие, их результат.

В целях формирования реестра информации о фактах домашнего насилия, эффективного применения мер индивидуальной профилактики правонарушений обработка персональных данных осуществляется должностными лицами субъектов профилактики правонарушений, которые проводят профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия, без согласия субъекта персональных данных с соблюдением требований законодательства о персональных данных.

Персональные данные, помещенные в реестр информации о фактах домашнего насилия, хранятся пять лет. По истечении этого срока персональные данные, помещенные в реестр информации о фактах домашнего насилия, удаляются.

Вопросы функционирования реестра информации о фактах домашнего насилия, не урегулированные настоящим Законом и другими законодательными актами, регулируются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 32. Права и обязанности граждан, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений

Граждане, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, вправе:

знать основания применения к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений;

знакомиться с материалами заведенных в отношении их профилактических дел;

осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Граждане, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, обязаны:

своевременно прибыть по вызову должностных лиц уполномоченных субъектов профилактики правонарушений;

участвовать в профилактических мероприятиях, проводимых должностными лицами уполномоченных субъектов профилактики правонарушений;

получить копии официальных предупреждений, вынесенных в отношении их;

получить копии решений об осуществлении профилактического учета, принятых в отношении их;

получить защитные предписания, вынесенные в отношении их, не нарушать запреты, выполнять обязанность, содержащиеся в этих защитных предписаниях;

выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, в том числе ограничение прав на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, свободное передвижение и выбор места жительства, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 321. Права пострадавших от домашнего насилия, иных правонарушений

Пострадавшие от домашнего насилия, иных правонарушений вне зависимости от регистрации по месту жительства и дачи согласия о передаче информации о домашнем насилии вправе в соответствии с законодательством получить:

защиту и оперативное реагирование во всех случаях совершения в отношении них правонарушений;

полную и исчерпывающую информацию о видах оказываемой в пределах компетенции государственными органами и иными организациями помощи;

безвозмездно психологическую помощь, социальные услуги в форме срочного социального обслуживания, в том числе услуги временного приюта;

бесплатно медицинскую, юридическую помощь;

доступ к образованию, в том числе проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей.

Защита пострадавшего от домашнего насилия, иных правонарушений, оказание ему помощи и социальных услуг не зависят от его готовности обратиться с заявлением о привлечении гражданина, совершившего домашнее насилие, либо иного лица, совершившего правонарушение, к уголовной или административной ответственности либо свидетельствовать в отношении них.

Права несовершеннолетних пострадавших от домашнего насилия, иных правонарушений защищаются с учетом интересов ребенка, его возраста, пола, состояния здоровья, интеллектуального и физического развития. Осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних возлагается на их родителей и других законных представителей, а в случае их отсутствия или совершения ими домашнего насилия в отношении несовершеннолетних – на иных родственников или органы опеки и попечительства.

ГЛАВА 5
ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений

Нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений влечет ответственность, установленную законодательными актами.

Статья 34. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц субъектов профилактики правонарушений

Граждане, считающие, что их права, свободы и законные интересы ущемлены, а также организации, считающие, что их права и законные интересы ущемлены действиями (бездействием) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), после чего – прокурору или в суд.

Статья 35. Контроль и надзор в сфере профилактики правонарушений

Контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений осуществляют вышестоящие государственные органы и должностные лица.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере профилактики правонарушений осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

Статья 36. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Внесение дополнений в закон

Внести в Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 года «Об участии граждан в охране правопорядка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 74, 2/963; 2010 г., № 5, 2/1630) следующие дополнения:

в статье 4:

абзац третий после слов «прокуратуры,» и «службы Республики Беларусь» дополнить соответственно словами «Следственного комитета Республики Беларусь, органов» и «, других государственных воинских формирований и военизированных организаций»;

абзац четвертый дополнить словами «, других государственных воинских формирований и военизированных организаций»;

статью 6 дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«участие в советах общественных пунктов охраны правопорядка (далее – советы общественных пунктов).»;

дополнить Закон главой 41 следующего содержания:

«ГЛАВА 41
СОВЕТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПУНКТОВ

Статья 231. Формирование советов общественных пунктов

Советы общественных пунктов являются организационной формой объединения усилий добровольных дружин, организаций и граждан в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, определенными законодательными актами Республики Беларусь.

Советы общественных пунктов формируются из числа граждан, рекомендованных субъектами профилактики правонарушений, с согласия этих граждан, в том числе из числа должностных лиц субъектов профилактики правонарушений, и осуществляют свою деятельность под общим руководством соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Решения об образовании и упразднении советов общественных пунктов, утверждении их персонального состава принимаются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок образования и упразднения советов общественных пунктов, их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, а также меры стимулирования граждан и общественных объединений, участвующих в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Постоянным местом размещения советов общественных пунктов являются общественные пункты – специальные помещения, определяемые соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 232. Полномочия советов общественных пунктов

Советы общественных пунктов:

изучают состояние общественного порядка на территории, закрепленной за советом общественного пункта, оказывают содействие субъектам профилактики правонарушений в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений;

координируют работу представленных в совете общественного пункта организаций, способствуют установлению постоянного взаимодействия и обмена опытом работы по профилактике и пресечению правонарушений между этими организациями и субъектами профилактики правонарушений, расположенными на территории, закрепленной за советом общественного пункта;

организуют в общественном пункте дежурство членов совета общественного пункта, заслушивают их сообщения о выполнении обязанностей по участию в охране общественного порядка;

организуют обсуждение вопросов укрепления общественного порядка, а также поведения граждан, привлеченных к административной или уголовной ответственности, на своих заседаниях, собраниях граждан по их месту жительства или месту пребывания, учебы или работы с внесением соответствующих рекомендаций субъектам профилактики правонарушений;

разрабатывают и вносят субъектам профилактики правонарушений рекомендации по вопросам профилактики и пресечения правонарушений на территории, закрепленной за советом общественного пункта;

ходатайствуют перед субъектами, указанными в части первой статьи 22 настоящего Закона, о поощрении граждан, активно участвующих в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений.

Статья 233. Обеспечение деятельности советов общественных пунктов

Субъектами профилактики правонарушений оказывается содействие в функционировании советов общественных пунктов. В общественных пунктах создаются необходимые условия для работы сотрудников органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, должностных лиц других субъектов профилактики правонарушений.

Органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы пограничной службы Республики Беларусь обеспечивают советы общественных пунктов инструктивно-методическими пособиями и представляют им необходимую для деятельности информацию в объеме, определяемом руководителями этих органов и подразделений или их заместителями.

Обеспечение советов общественных пунктов необходимыми помещениями, средствами связи, мебелью, иными материально-техническими средствами, оплата коммунальных услуг, услуг связи, эксплуатационных расходов указанных пунктов осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.».

Статья 38. Признание утратившими силу закона и отдельного положения закона

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 277, 2/1549);

статью 18 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 5, 2/1630).

Статья 39. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1–38 – через три месяца после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко